Калейдоскоп министров

Полтора месяца – таков средний срок пребывания в должности министра обороны Украины. За последние семь месяцев глава оборонного ведомства меняется в четвертый раз. 13 октября президент внес в парламент кандидатуру генерал-полковника Степана Полторака, который с 19 марта 2014 года исполнял обязанности командующего Национальной гвардией Украины. Валерий Гелетей, руководивший Минобороны с 3 июля, накануне подал рапорт об отставке.

5_Poltorak
Степан Полторак

Украинское Фото

В статусе главы Нацгвардии Полторак добился определенных успехов. «Обеспечение в гвардии работает намного эффективнее [чем в армии]. Даже если взять подготовку к зиме, то за неделю до контрольного срока (10 октября) гвардейцы рапортовали, что они готовы. Как показывали инспекции, это соответствовало действительности», – констатирует Дмитрий Тымчук, лидер общественного движения «Информационное сопротивление», оговариваясь, что нужно сделать скидку на гораздо меньший масштаб Нацгвардии по сравнению с регулярной армией. При этом Нацгвардию обошли коррупционные скандалы – а такое о себе могут сказать не многие ведомства.

Достаточно ли этого, чтобы возглавить Министерство обороны? Мнения разделились.

Сняли с Нацгвардии

Тымчук напоминает, что в команде Порошенко изначально не было военных специалистов, поэтому проблема заполнения военных вакансий стояла остро. «Но нынешнее назначение – решение на голову выше, чем предыдущие, – считает Тымчук. – Если в армии пойдут те же позитивные процессы, которые происходят в Нацгвардии, это будет однозначно на пользу державе». Он не видит ничего настораживающего в частых ротациях на этом посту – министр обороны, вопреки всеобщему заблуждению, не является главным военным страны, и его замена не несет рисков для оборонной способности государства. «По законодательству и логике процесса, главный военный в стране  – начальник Генштаба. Министр обороны играет роль администратора», – поясняет он.

Тем не менее различия между армией и Нацгвардией слишком разительны, чтобы их игнорировать. «Скажу одно – внутренние войска, милиция и армия – это немного разные вещи. Ничего хорошего из этого [назначения] не получится», – сказал Forbes высокопоставленный военный на условиях анонимности.

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций, не исключает, что со временем Полторак может стать эффективным и в Минобороны, но в текущей ситуации у Украины этого времени нет. «Если он эффективно проявил себя на должности руководителя Нацгвардии, то лучше бы за ним ее и сохранить. На должность министра нужно было назначить такого же успешного, только из Минобороны, – подчеркивает он. – Функциональные задачи Нацгвардии (которая, действительно, возможно, благодаря Полтораку, хорошо себя проявила и начала функционировать) и армии, мягко говоря, отличаются». По его словам, это назначение – пример того, что компетентность в профильной для должности сфере не была взята за основу.

Милицейский кадровый резерв – сейчас самый востребованный в стране. Новоназначенные губернаторы Луганской и Донецкой областей Геннадий Москаль и Александр Кихтенко, соответственно, оба выходцы из системы МВД. «Реформирование армии с кандидатурой Сергея Полторака выглядит как превращение ее в милицию. У меня складывается впечатление, что вместо военного положения президент вводит в стране милицейское состояние», – говорит Бала.

Успехи в другом ведомстве, даже смежном, не гарантируют авторитета среди военных. «Определенный авторитет, который Полторак заслужил в гвардии, на 100% не перенесется сразу на армию», – полагает Тымчук. «В армии существует свое отношение к генералам милиции. Наверное, в армии к приличным, достойным и порядочным [армейским] генералам априори отношение лучше, чем даже к хорошим генералам из других ведомств», – вторит ему Виталий Бала.

Forbes проанализировал работу трех предыдущих министров обороны Украины и ожидания от работы четвертого.

6_TeniuhИгорь Тенюх

Воинское звание: адмирал
Возраст: 56 лет
Период пребывания в должности: 27 февраля – 25 марта
Украинское Фото

«Крым был, есть и будет нашей территорией. Украинские военные будут там до полного выполнения своих задач», – Игорь Тенюх, 17 марта 2014 года.

Адмирал Тенюх обязан назначением в Минобороны не только своим профессиональным качествам, но и партийной квоте партии «Свобода», от которой он шел. «Его назначение было связано с политической целесообразностью», – поясняет Виталий Бала. Восстанавливать военные навыки ему пришлось уже в режиме реального времени. «Из рассказов генералов я знаю, что при Тенюхе по несколько часов проходили совещания, в то время как  решения необходимо было принимать за условные полчаса. Ему необходимо было разбираться в ситуации и выслушивать большое количество докладов. Еще не факт, что эти доклады были достоверными», – говорит он.

Министром обороны Тенюх пробыл меньше месяца – в этот период и уложилась вся «тихая крымская война» с Россией, закончившаяся аннексией полуострова.

«Мы лишились Крыма, прежде всего, потому, что ВСУ, в данном случае Войска береговой обороны и экипажи кораблей, просто оказались неспособными оказывать сопротивление. Мы просто сдали Крым, – констатирует Тымчук. – Устав гарнизонной караульной службы четко описывает случаи применения оружия без предупреждения. Когда захватывали даже охраняемые объекты, часовые просто не стреляли».

Но полностью возлагать за это ответственность на министра обороны нельзя. «Войска были деморализованы, психологически не готовы к применению оружия. Трудно определить эффективность Тенюха – непонятно, где заканчивается его вина и начинаются объективные факторы», – указывает Тымчук. По его словам, если бы у министра было два-три месяца на «раскачку», спрос с него был бы выше, но в условиях «сегодня – назначение, завтра – первая за 23 года война» винить его за неудачу сложно. «В этой ситуации проблематично сделать его крайним», – признает Тымчук.